Факторы, влияющие на изменение оценок

Изучение оценочной функции психики является одним из перспективных направлений общей психологии. Процесс оценивания сопровождает нас во всех видах деятельности, которую мы совершаем. При этом кроме оценок, участвующих в регуляции жизнедеятельности, существуют оценки, являющиеся продуктом трудовой деятельности и оценки, включенные как неотъемлемые в некоторые виды деятельности.

Изучение теоретических представлений о механизмах оценивания, в том числе и об изменчивости оценок, актуально как для профессиональных оценщиков, психологов, так и для других специалистов.

С позиции Теории Оценивания, изменчивость является одним из атрибутов оценки. Изменчивость неустранима и необходима для поддержания адекватности оценки. Исследования (Батурин) показали, что оценки изменяются под влиянием многочисленных факторов. Эти факторы можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние факторы являются психическими явлениями самого субъекта. Внешние факторы влияют на субъект и процесс оценки со стороны внешней среды. Также факторы, влияющие на изменчивость оценки можно разделить на естественные и неестественные. При естественных факторах, изменение оценки происходит само собой по мере изменения предмета оценки или изменения субъекта. Неестественными факторами являются те, что случайно совпадают с процессом оценки и могут приводить к нарушениям, ошибкам.

Так как оценка понимается как отражение отношений, она может изменяться под влиянием естественных изменений любого компонента оценки. Такими причинами являются онтогенетическое развитие и внутренние изменения.

Изменения в предмете оценки связаны, например, с ростом, увеличением или разрушением внутренней структуры, эти изменения происходят практически со всеми предметами. Изменения в оценочном основании происходят за счет приобретения нового опыта взаимодействия с объектами данного класса. Естественные изменения процесса сравнения и способа выражения оценки происходят по мере онтогенетического развития интеллекта и эмоциональной сферы человека.

Нарушения и ошибки могут возникать на любых этапах процесса оценивания. При отражении предмета оценки, ошибки могут возникать в результате несовершенства внутренних механизмов познания (например, ошибки восприятия). Ошибки в формировании оценочного основания более вероятны для сложных предметов, в связи со сложностью выработать четко структурированную систему признаков. При выражении оценок ошибки могут возникать по причине различий в понимании слов, малого запаса оценочных категорий, различия в понимании языка переживаний. Все это приводит к снижению адекватности оценок.

Внешние естественные причины (контекстуальные) всегда косвенно соотносятся с оцениванием, но при этом оказывают на него большое влияние. На изменение предмета оценки, например, может влиять дополнительная эмоционально окрашенная информация, предварительная когнитивная обработка, совпадение с другим объектом. На оценочное основание влияет контекстная информация, способствующая слишком быстрому принятию новой информации. На изменение процесса сравнения может влиять эмоциональный тон или общий уровень возбуждения.


Общение
Одними из задач социальной психологии являются разработка средств корректировки и оптимизации общения в области физической культуры и спорта, развитие способностей и навыков к нему. Это особенно необходимо тем категориям людей, которые профессионально связаны с общением, в частности тренерам. Поскольку ошибки, допускаемые тренерами в об ...

В мире предметов
В процессе общения ребенка со взрослым начинает складываться новая ведущая деятельность–предметная, которая займет свое место на следующем этапе развития, в период от 1 года до 3 лет. В первом полугодии жизни предмет является для ребенка прежде всего поводом для общения со взрослым. Ребенок может неоднократно выбрасывать игрушку из кров ...

Фазы потребностей смысла жизни
С точки зрения К. Обуховского, потребность в смысле жизни начинает формироваться у человека в детстве и может пройти следующие фазы: 1. Предварительную. 2. Фазу идентификации. 3. Фазу космической потребности в смысле жизни. 4. Фазу зрелой концепции смысла жизни. Рассмотрим эти фазы подробнее. 1. На предварительной фазе ребенок нач ...