Люди как исследователи

Келли придавал большое значение тому, как люди интерпретируют свой жизненный опыт. Теория конструкта, следовательно, сосредоточена на процессах, которые позволяют людям понять психологическую сферу своей жизни – модель личности Келли, основана на аналогии человека как исследователя. Он делает предположение, что подобно ученому, который изучает некий феномен, любой человек выдвигает рабочие гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события жизни. Келли не утверждал, что каждый человек является ученым, который наблюдает какие-то явления природы или социальной жизни и использует сложные методы для сбора и оценки данных. Он предположил, что все люди – ученые в том смысле, что они формулируют гипотезы и следят за тем, подвергается они или нет, вовлекая в эту деятельность те же психические процессы, что и ученый в ходе научного поиска.

Таким образом теории личностных конструктов лежит предпосылка о том, что наука является квинтэссенцией тех способов и процедур, с помощью которых каждый из нас выдвигает новые идеи о мире.

Развивая свою уникальную концепцию, основанную на представлении, человека как ученого, Келли был поражен различием между точкой зрения психолога на свое собственное поведение и его позицией при объяснении поведения субъективного исследования. Он описывает это различие следующим образом.

Келли отвергает узкое представление о том, что только ученый-психолог имеет отношение к прогнозу и контролю хода событий в жизни.

Именно представление о том, что психолог не отличается от испытуемого, которого он изучает, резюмирует когнитивную теорию личности Келли.

Т, что все люди рассматриваются как ученые, привело к ряду важных последствий для тории Дж. Келли:

1. Это предполагает, что люди главным образом ориентированы на будущие, а не на прошлые или настоящие события их жизни. Фактически Келли утверждал, что все поведение можно понимать как предупреждающее по своей природе. Он также отмечал, что точка зрения человека на жизнь преходящп, она редко бывает сегодня такой же, как была вчера или будет завтра. В попытке предвидеть и проконтролировать будущие события человек постоянно проверяет свое отношение к действительности.

Второе следствие уподобления всех людей ученым – это то, что люди обладают способностью активно формировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него. Как психолог рационально формулирует и проверяет теоретические представления о наблюдаемых явлениях, так и человек, не принадлежащий к этой профессии, может толковать свое окружение. Для Келли жизнь характеризуется постоянной борьбой за то, чтобы осмыслить реальный мир опыта; именно это качество позволяет людям творить и собственную судьбу.


Понятие об эмоциях и чувствах и их физиологические основы
Чувства играют большую роль в жизни и деятельности человека. Они обогащают его внутренний мир, делают его восприятия яркими и содержательными, побуждают к активности. Чувства представляют собой переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг. От чувств следует отличать эмоции, хотя ...

Психология общения
Ведущей деятельностью подросткового возраста является общение. Именно общение помогает подростку постоянно сравнивать себя со сверстниками и вырабатывать самооценку. Невозможно найти свое место в жизни вне общения и без него. Через общение усваиваются нормы социального поведения. Группа сверстников играет преобладающую роль в процессе ...

Специальная педагогика
Специальная педагогика - это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения. ...