Конструктивный альтернативизм

Материалы » Когнитивное направление Дж. Келли » Конструктивный альтернативизм

Теория личности Дж. Келли появилась в 1955 году. Лежащий в основе философии конструктивный альтернативизм дает людям большое количество возможностей для выбора альтернативы оригинальному.

Как доктрина конструктивный альтернативизм доказывает, «что все наше современное толкование мира нуждается в пересмотре или замене». Все теории личности в своей основе имеют определенные философские положения о природе человека. То есть взгляд персонолога на сущность человеческой природы имеет большое влияние на разработанную им модель личности. В отличие от многих теоретиков личности, Джордж Келли определенно признавал, что все концепции природы человека, включая его собственную, исходят из основных положений. Он построил свою теорию личности на основе целостной философской позиции – конструктивный альтернативизма.

Осознание человеком действительности – это всегда предмет для истолкования. По мнению Келли, объективная реальность, конечно, существует, но разные люди осознают ее по-разному. Следовательно, ничто не постоянно и не окончательно.

Поскольку факты и события (как и весь человеческий опыт) существуют только в сознании человека, есть различные способы их истолкования.

Интригующую природу конструктивного альтернативизма можно оценить еще лучше, если сравнить ее с одним из философских принципов Аристотеля. Аристотель выдвигает на первое место принцип идентичности: А есть А. Вещь в себе и вне себя переживается и интерпретируется одинаково каждым человеком. Из этого следует, что факты социальной реальности одинаковы для всех. Келли же полагал, что А – это то, что индивид объясняет как А! Реальность – это то, что мы истолковываем как реальность, факты всегда можно рассматривать с различных точек зрения. Тогда, если быть последовательным, нет истинного или валидного способа интерпретации человека.

Концепция конструктивный альтернативизм предполагает, что наше поведение никогда полностью не определено. Келли полагает, что некоторые наши мысли и поведение определены предшествующими событиями. Когнитивная теория построена свободы и детерминизма. Дж. Келли: «детерменизм и свобода неразрывны, так как то, что определяет одно, есть, по тому же признаку, свобода от другого».


Подгрупповые занятия
На завершающем этапе работы с родителями дефектологом проводятся подгрупповые занятия, когда встречаются двое детей и их мамы. Специалист-дефектолог организовывает подобные занятия лишь после того, как удается сформировать сотрудничество мамы со своим ребенком на индивидуальных занятиях. Как показали исследования и данные анкетирования ...

Место психологии среди других наук
От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках и, наоборот, понимание того, в какой мере правомочна психология использовать их результаты. Место, отводимое психологии в системе наук в тот или иной исторический период, наглядно свиде ...

Психологическая теория учебной деятельности
Психология учения изучает широкий круг вопросов, охватывающих процесс приобретения и закрепления способов деятельности личности, в результате которого формируется индивидуальный опыт человека — его знания, умения и навыки. Учение сопровождает всю жизнь человека, так как он получает знания от самой жизни, познавая при любом взаимодействи ...