Заключение

В заключение мы пришли к следующим выводам:

1. Универсальной реакцией человека на возникающие противоречия, раздвоенность, дезинтеграцию (как в самом себе, так и в отношениях с другими людьми) является стремление преодолеть эту дисгармонию. Здоровый человек наделен стремлением к преодолению противоречий, возникающих как в его внутреннем мире, так и в пространстве его жизненной ситуации, включающей мир отношений со значимыми для него другими людьми.

2. Принципиальными альтернативами реагирования человека на возникающие у него противоречия (с самим собой или другими людьми) являются уход (избегание), подавление («борьба») и диалог.

3. Уход от конфликта может иметь сознательный или бессознательный характер. «Защитный» уход от конфликта часто протекает в форме «внутренней работы» по переинтерпретации проблемы, в результате чего она перестает восприниматься как конфликт, требующий решения. Хотя уход от конфликта, осуществляемый в результате пересмотра ситуации, может иметь и рациональный характер, в целом он расценивается как неконструктивная форма реагирования на конфликты.

4. «Борьба» с самим собой или другим человеком является попыткой решить внутри- или межличностное противоречие с помощью подавления одной из сторон конфликта другой. Для обыденного сознания характерна интерпретация понятия «конфликт» в терминах «борьбы» с ее объемным синонимическим рядом.

5. Стратегии, используемые с целью поиска оптимального решения проблемы, выработки точки зрения, интегрирующей противостоящие позиции, или компромисса, их примиряющего, могут быть объединены собирательным понятием диалога. Понятие диалога рассматривается нами как наиболее релевантное для описания той внутренней или внешней «работы», которая является одной из форм преодоления противоречия, лежащего в основе конфликта человека с самим собой или с другими людьми.

[1] Словарь физиологических тер­минов, М.: Академия, 1987, С. 123.

[2] Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб., Питер, 2000. С. 89.

[3] Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. — 2-е изд. — СПб., 2001. С. 124.

[4] Соснин В. А. Теоретические и практические подходы к урегулированию конфликтных ситуаций в зарубежной конфликтологии // Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. — М., 2004. - Вып. 6. С. 45.

[5] Психоанализ. Популярная энциклопедия, М.: Кнорус, 2008, С. 123-124

[6] Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М.: Наука, 2005. С. 56-57.

[7] Фрейд З. Психология бессознательного: Сборник произведений— М.: Просвещение, 1990. С. 76.

[8] Мясищев В.Н. Психология отношений // Избранные психологические труды — М.; Воронеж, 2005. С. 41-42.

[9] См по: Переверзин В. Толерантность в свете философско-эстетических идей М. Бахтина // Полярная звезда. — 1996. С. 125.

[10]См. по: Переверзин В. Толерантность в свете философско-эстетических идей М. Бахтина // Полярная звезда.

1996. С. 127-128.


Психофизиологические основы обучения
Проблема оптимизации обучения – центральная для педагогики. Многочисленные школы и концепции обучения отражают непрерывный поиск и усилия, предпринимаемые педагогами и психологами в этом направлении. Однако существует чисто психофизиологический аспект решения данной проблемы. В настоящее время управление процессом обучения осуществляетс ...

Экзогенные формы умственной отсталости
Частота экзогенных форм умственной отсталости составляет около 25% всех ее случаев. Среди экзогенных форм умственной отсталости внимание многих исследователей привлекают различные внутриутробные поражения плода, приводящие к недоразвитию мозга. Среди причин этих форм умственной отсталости большое значение придается вирусным инфекциям, п ...

Контакты - это возможности
Во время общения с другими людьми мы нередко и не подозреваем, что может нам принести контакт - открытие новых возможностей, получение поддержки, удовольствие, решение проблем или головную боль, бессонницу, чувство безнадежности и язву желудка. Любой контакт предоставляет человеку потенциальные возможности. От умения их использовать ...