Методы специальной психологии

В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются:

1. Индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент - это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, которые выявляют какой-либо психологический факт.

2. Наблюдение - целенаправленное восприятие объекта изучения, заключающийся в фиксации проявления поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях.

3. Изучение продуктов деятельности (например, анализ письменных работ детей, изучение их рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения и др.),

4. Анкетирование - группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов или утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого.

5. Проективные методики (предназначены для диагностики личности):

Методики структурирования - формирование стимулов, предание им некоторого смысла.

Методики конструирования - создание из деталей осмысленного целого.

Методики интерпретации - это истолковывание каких-либо событий, ситуаций.

Методики дополнения - например: незаконченное предложение.

Методики экспрессии - рисование.

Методики катарсиса - игровая деятельность в особо организованных условиях.

Методики импрессии - предпочтение одних стимулов другим.

6. Обучающий эксперимент - форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. При этом с помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления.

7. Условно-рефлекторные методики

Каждая из методик применяется в определённых целях и с учётом индивидуальных особенностей объекта изучения.


Основные факторы, влияющие на успешность воспитания
В педагогической литературе описано много вариантов различных ситуаций успешного воспитания и обучения. Среди них: ситуация авансирования доверием (А.С. Макаренко), непринужденной принудительности (Т.Е. Конникова), эмоционального заражения (А.Н. Лутошкин), творчества (В.А. Караковский). Одним из первых мыслителей, ищущих решения практи ...

Причина у сельского и городского населения.
Неблагополучную ситуацию в сельской местности по сравнению с городом можно объяснить рядом причин. Во-первых, городское население, по-видимому, лучше адаптировалось к происходящим быстрым изменениям в условиях и образе жизни. Во-вторых, в сельской местности больше злоупотребляют алкоголем, неэффективно работает служба неотложной медицин ...

Гипнотическая.
Антропологи считают, что любовь с первого взгляда имеет буквальное значение. Все дело - в контакте глаз. Говорят, что это инстинкт, оставшийся нам в наследство от животных. У них пристальный взгляд приводит в боевую готовность ту зону мозга, которая отвечает за пробуждение - приблизиться или отдалиться. Люди такую встряску воспринимают ...