Разработка методики диагностики отношения личности к собственному выбору
Страница 1

Материалы » Особенности взаимосвязи социальной идентичности и жизнестойкости при принятии решений » Разработка методики диагностики отношения личности к собственному выбору

Целью нашей работы стало создание универсального методического инструмента, предназначенного для диагностики процесса выбора и субъективной оценки разноплановых и разноуровневых выборов, совершаемых человеком, а также выделение инвариантной факторной структуры отношения личности к процессу взвешивания альтернатив и принятому решению, не зависящей от самой ситуации выбора.

При разработке методики мы исходили из представления о выборе как о процессе, внутренней деятельности, обладающей индивидуальными различиями и поддающейся структурному анализу, обучению и коррекции.

Исследовательская методика "Субъективное качество выбора" (СКВ) построена по образцу классического семантического дифференциала Ч. Оскуда (7-балльная шкала оценки) и состоит из двух частей: определенного набора пар словосочетаний - дихотомий, описывающих процесс выбора ("Я сделал этот выбор…" - I часть опросника) и его результат ("Принятое мной решение…" - II часть опросника, соответственно).

В целях выделения инвариантных параметров СКВ исследование проводилось на разнородных выборках в течение нескольких лет.

1. Исходная версия опросника (Леонтьев, Мандрикова, 2004-2005) состояла из 30 пар словосочетаний (I часть - 20 п., II часть - 10 п), она использовалась для оценки выбора темы курсовой работы студентами физического и психологического факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова (159 человек).

2. Далее СКВ был дополнен до 97 шкал (37+60) и предложен для заполнения выборке из 100 человек (разного пола, возраста, социального положения и уровня образования) с инструкцией: "Подумайте о выборе, сделанном Вами недавно" (Фам, Мандрикова, 2006).

3. Сокращенный вариант опросника (22+28) - после факторизации полученных результатов (метод главных компонент, вращение Varimax) с целью исключения неработающих шкал - был использован в следующих 3 сериях исследований:

а) исследование отношения к своему выбору на материале выборов в Московскую Городскую Думу (Леонтьев, Фам, 2005); выборка: 124 студента 2 курса Московского института экономики, менеджмента и права;

б) исследование субъективного качества выбора брачного партнера (Удальцова, Леонтьев, 2007); выборка: 56 человек (в день подачи заявления о регистрации брака в ЗАГС);

в) оценка выбора ВУЗа для поступления (в рамках комплексного исследования личностного потенциала, проведенного на 112 абитуриентах факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова) (Гордеева, Леонтьев, Осин, 2007).

В результате обработки полученных данных были выявлены различные факторные структуры, размерность которых варьировала от 3 до 7 факторов для I части опросника и от 1 до 5 факторов для II части).

Качественный анализ полученных факторных структур позволил выделить 3 инвариантных параметра описания субъективного качества процесса выбора (доля объясняемой фактором дисперсии находится в пределах 45-55%) и 1 параметр описания субъективного качества его результата (объяснение 37-40% дисперсии). Каждый из факторов краткой четырехмерной версии СКВ содержит 4 шкалы. Содержательно факторы интерпретируются следующим образом:

1) Основательность выбора (обдуманный, добросовестный, ответственный выбор, выбор как деятельность - спонтанный выбор, выбор как реакция);

2) Эмоциональный знак выбора (эмоционально положительное отношение к выбору - амбивалентное отношение к выбору);

3) Самостоятельность выбора (автономный выбор - вынужденный выбор);

4) Удовлетворенность выбором (принятие сделанного выбора - сомнение в выборе).

Анализ корреляций факторов, проведенный для всех проанализированных выборок (корреляция Пирсона, двусторонний тест значимости), показал тесную связь процессуальных характеристик выбора с удовлетворенностью принятым решением. Исследование надежности, валидности и универсальной репрезентативности получившейся краткой 16-шкальной версии СКВ является задачей дальнейшей работы.

Особенности взаимосвязи социальной идентичности и жизнестойкости у студентов

Проблема социальной идентичности по праву считается одной из центральных тем современной социальной психологии. И это не случайно: события во Франции 2005 года, "сексуальная революция" в США, проблема интеграции культуры эмигрантов в традиционную культуру Западной Европы и России - вот лишь несколько причин для всплеска интереса к проблеме самосознания личности и ее самоощущения. Однако ключевые вопросы данной проблемы до сих пор дискутируются. В том числе чрезвычайно рознятся точки зрения на формирование социальной идентичности.

Страницы: 1 2


Народная мнемотехника
К этому виду мнемотехники следует отнести те приемы запоминания, которые так прочно вошли в нашу жизнь, что многие люди их даже не замечают. Это приемы, которым нас обучают в детском саду и школе, это приемы запоминания, которые рекомендует своим ученикам учитель физики или физкультуры. Каждый человек в течение жизни вырабатывает для се ...

Структурные компоненты профотбора
Проблема жизненных миров была и остается одной из актуальных проблем психологии XXI века. В этой связи эмпирическая часть нашего психологического исследования зиждется на выделении типа жизненного мира, присущего каждому индивиду. В рамках данной работы под экзистенциальным понятием «жизненный мир» мы будем понимать некоторую область ре ...

Сущность метода интервью
Метод интервью отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников: психолог-интервьюер задаёт вопросы субъекту-респонденту, при этом он не ведёт с ним активного диалога, не высказывает своего мнения и открыто не обнаруживает своей личной оценки ответов испытуемого или задаваемых вопросов. В задачи психолога вх ...