Развитие высших форм психики у человекаСтраница 2
Антропология, сравнительная анатомия, физиология и генетика показывают, что этот процесс активизировался со времени появления неандертальского человека, т.е. примерно 300 тыс. лет назад. Он радикально ускорился и пошел еще более быстрыми темпами в исторический период существования людей, приблизительно 50-60 тыс. лет назад.
Со временем человек создал и усовершенствовал множество вещей, не имеющих аналогов в природе. Такие вещи стали ему служить средством удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей, порождая в свою очередь новые потребности.
Одновременно с этим шел непрерывный процесс развития способностей, как специальных, так и общих. Не случайно завершившийся XX в. продемонстрировал систематическое повышение за каждые десять лет уровня общего интеллектуального развития человечества примерно на 3%, а за одно столетие – почти на треть, причем это произошло за время жизни всего лишь двух-трех поколений современных людей.
Одним из самых значительных изобретений человечества, оказавшим ни с чем не сравнимое воздействие на психологическое развитие людей, стало изобретение и усовершенствование языков (если говорить шире – знаковых систем, предназначенных для отображения, записи и сохранения информации).
Они дали толчок к развитию наук и искусств, всех без исключения областей человеческой деятельности.
Появление письменной символики позволило записывать, сохранять и воспроизводить из поколения в поколения полезную информацию. Отпала необходимость ее полного сохранения в голове человека.
Память людей чрезвычайно расширилась за счет использования разнообразных знаковых систем и средств записи, исчезла опасность безвозвратной утраты информации в случае ее забывания отдельными людьми.
Особо значимые, выдающиеся достижения в совершенствовании способов записи, средств хранения, воспроизведения и передачи информации, которые пришлись на последние десятилетия XX в., привели к началу новой научно-технической революции, которая продолжается и в наше время. Это изобретение радиотелефона, средств электронной связи и Интернета.
В связи с этим человечество сейчас, вероятно, находится на пороге нового подъема в своем психическом развитии, связанного с освобождением человека от рутинных дел и направлением его интеллекта и энергии на решение таких задач, как раннее предупреждение и лечение болезней, увеличение продолжительности жизни, более глубокое проникновение в тайны мира, в том числе и за пределами земной цивилизации.
«Теория поля» К. Левина – важнейший источник когнитивистской ориентации в
социальной психологии
Теория поля К. Левина объясняла человеческое поведение, исходя не только из когнитивных структур, но и мотивации человека. Автор теории – Курт Левин – представитель немецкой школы гештальтпсихологии.
Основные положения «теории поля».
1) Движущей силой человеческого поведения являются потребности. Потребность – динамическое состояние ( ...
Условия актуализации психологических задач
Целью нашего исследования было изучение условий актуализации разного типа знаний при решении задач психологического содержания различными группами испытуемых. В исследовании принимали участие студенты физического и психологического факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова (III и IV курсы), студенты ММА им. И.М. Сеченова и школьники - участни ...
Характеристика раннего детского возраста
Психологи выделяют три стабильных периода в развитии ребенка от 0 до 7 лет: младенчество (от 0 до 1 года); раннее детство (от 1 года до 3 лет) и дошкольное детство (от 3 до 7 лет).
Качественные преобразования, которые претерпевает психика ребенка за первые три года, весьма значительны. Поэтому многие психологи, размышлявшие о том, где ...