Дарвинизм
Для физико-химической школы детерминизм был идентичен понятию о механической причинности, каким его принимала наука со времён Галилея и Кеплера. Впервые эти понятия развёл Дарвин, учение которого открыло специфическую детерминацию систем более сложного порядка, чем механические. Был выдвинут новый объяснительный принцип, согласно которому движущая сила развития живого организма лежит не в механических, а в приспособительных взаимоотношениях со средой.
Огромной научной победой было включение организма в механическую картину природы. Однако с развитием естествознанием всё яснее становилось, что биологические факты не могут быть исчерпаны категориями механики. Дарвин («Происхождение видов», 1859) объяснил целесообразность, не прибегая к представлению о цели. С помощью этого представления, объяснялось течение бессознательной органической жизни. Теперь первичным становился биологический процесс. Говоря о влиянии дарвинизма на психологию, на первый план выдвигают идею развития, постепенного усложнения исходных форм. Однако гипотеза о преемственной смене жизненных процессов, существовала задолго до Дарвина. И прежде считалось, что психические содержания и функции изменяются и развиваются.
Переворот, который произвёл дарвинизм в научном мышлении, заключался в разработке новой схемы детерминизминистких отношений между организмом и средой. Для предшествующих концепций среда имела значение стимула, который производит в телесной организации эффект, соответствующий её изначально заданному неизменному устройству. Теперь же среда оказывалась силой, способной не только вызывать, но и видоизменять жизнедеятельность. Внутренняя динамика и спонтанность уступали место непрерывному воздействию внешних условий, неумолимо уничтожающих всё, что не могло к ним приспособиться.
Изменилось и понятие об организме: предшествующая биология считала виды неизменными, а живое тело – своего рода машиной с фиксированной физической и психической конструкцией. Оказалось, что организм есть продукт взаимодействия со средой в фило и онтогенетическом развитии и присущие ему внутриорганические особенности обусловлены законами эволюции.
Подготавливая книгу «Происхождение человека» (1870), Дарвин решил сравнить выразительные движения, которыми сопровождаются эмоциональные состояния у животных и человека. Сперва он предполагал включить свои наблюдения в одну из глав книги, но затем написал об этом специальную работу «Выражение эмоций у животных и человека» (1872). Распространение эволюционистских представлений на область сознания ознаменовало сближение психических и органических явлений. С тех пор психология стала заимствовать детерминистские идеи не у механики, а у эволюционной психологии, под влиянием которой был, выдвинут ряд ключевых проблем. Изменился стиль психологического мышления. Важнейшим результатом происшедшего сдвига явилось внедрение объективного генетического и статистического методов, а также возникновение категории поведения.
Структура дефекта при олигофрении
Олигофрения представляет собой особую клиническую форму умственной отсталости, характеризующую общее необратимое недоразвитие мозговых структур, и прежде всего наиболее поздно формирующихся в онтогенезе корковых мозговых структур, особенно лобных и теменно-височно-затылочных отделов коры головного мозга.
Структура дефекта при олигофрен ...
Формирование эмоциональной регуляции поведения детей с нарушением зрения с
использованием элементов биоигры
Эмоциональная регуляция поведения предполагает, с одной стороны, предоставление ей возможность для совершения поступков, соответствующих нравственным нормам нашего общества, их поощрение, с другой стороны - побуждение личности воздерживаться от нежелательных для общества поступков, осуждать их, разнообразными методами исправлять поведен ...
Изучение уровня психологического благополучия личности в семье
"Образовательная политика нашего государства несколько предшествующих десятилетий преследовала важные, но лишь общие цели реформы образования. Вопросы качества обучения и воспитания оставались за бортом, проблемам развития мышления и личности детей и молодежи не придавалось особого значения. В системе образования идея равенства и с ...

