Понятие о способностях и их общая характеристика

Материалы » Способности как предмет современных психологических исследований » Понятие о способностях и их общая характеристика

В настоящее время сложилось три подхода к понимаю способностей человека. В первом случае, под способностями понимали совокупность всевозможных психических процессов и состояний. С точки зрения второго подхода, который сложился в психологии XVIII-XIX вв., способности – это высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. И, наконец, третий подход основан на утверждении о том, что способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепленное и эффективное использование на практике. С.Л. Рубинштейн считал, что наличие определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.Б.М. Теплов выделял следующие три основных признака понятия «способность»:

1) под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

3) понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Но это не означает, что способности никак не связаны со знаниями и умениями. От способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. Приобретение их, в свою очередь, содействует дальнейшему развития способностей, тогда как отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей.

Необходимо сказать, что успешность выполнения какой-либо деятельности зависит не от одной какой-то способности, а от комплекса способностей. Причем, при отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей, их дефицит может быть восполнен за счет более высокого развития других. Это обеспечивается компенсаторной функцией психики. Несколько иное понимание задатков дается в работах А. Г. Ковалева и В.Н. Мясищева. Под задатками они понимают психофизиологические свойства, в первую очередь те, которые обнаруживаются в самой ранней фазе овладении той или иной деятельностью (например, хорошее цветоразличение, зрительная память). Другими словами, задатки – это первичная природная способность.

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Сходные природные различия между людьми определяются не по способностям, а именно по врожденным задаткам. Между способностями и задатками существует дистанция: задатки многозначны и могут развиваться в различных направлениях, являются предпосылкой развития способностей. В большинстве научных классификаций способностей выделяются естественные способности и специфические способности.

Естественные способности человека формируются на базе задатков. Это происходит при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения. В процессе развития человека данные биологические способности способствуют формированию целого ряда других, специфических человеческих способностей.

Специфические человеческие способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. Общие способности – это те способности, которые не определяют успехи человека в самых различных видах деятельности, он характерны для большинства людей. К ним относят мыслительные способности, моторные способности, память, речь и т.д. под специальными способностями подразумеваются те, которые определят успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы особого рода задатки и их развитие. К этому виду можно отнести математические, музыкальные, литературные способности и т.д.Существует мнение, что общие и специфические способности взаимно дополняют друг друга, а в отдельных случаях высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве специальных способностей по отношению к определенным видам деятельности. Также, есть исследователи, которые подчеркивают, что деление способностей на общие и специфические весьма условно.

Кроме общих и специальных способностей, принято выделять способности теоретические и практические. Отличаются они тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным практическим действиям. Человек обладает либо практическими, либо теоретическими способностями, но вместе они встречаются крайне редко у одаренных людей.Еще существует деление способностей на учебные и творческие. Учебные способности определяют успешность обучения, усвоения умений и навыков, а творческие – возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры. Способности не только определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития способностей, входящих в комплекс конкретного человека, каждая из них приобретает иной характер. Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых способностях, совместно определяющих успешность деятельности. Поэтому определенное сочетание различных высокоразвитых способностей определяет уровень развития способностей у конкретного человека.


Механизм сна
Сон — физиологическое состояние, которое характеризуется потерей активных психических связей субъекта с окружающим его миром. Сон является жизненно необходимым для высших животных и человека. Длительное время считали, что сон представляет собой отдых, необходимый для восстановления энергии клеток мозга после активного бодрствования. Од ...

Аутогенная тренировка Шульца
В 1932 году немецкий психиатр Йоган Шульц предложил авторский метод саморегуляции, который он назвал аутогенной тренировкой. В основу своего метода Шульц положил свои наблюдения над людьми, которые впадали в трансовые состояния. Кое-что Шульц заимствовал у йогов, а также из работ Вогта, Куэ, Джекобсона. Шульц считал (а большинство «спец ...

Люди как исследователи
Келли придавал большое значение тому, как люди интерпретируют свой жизненный опыт. Теория конструкта, следовательно, сосредоточена на процессах, которые позволяют людям понять психологическую сферу своей жизни – модель личности Келли, основана на аналогии человека как исследователя. Он делает предположение, что подобно ученому, который ...