Заключение
В эпоху Средневековья душа стала предметом прежде всего богословия, что существенно сужало возможности её научного изучения. Поэтому, хотя формально в то время предмет психологической науки и не изменялся, фактически в область исследования в то время входило изучение активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира.
Достижениями же Средневековья стало развитие психофизиологических исследований и первых работ по психологии масс. Предметом психологии тех столетий являлась душа, исследовались её виды, особенности познания. Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, а не материальной души. Христианство ввело третью, высшую подструктура, и человек стал триединым: тело - душа - дух. Дух - причастность к божественному посредством веры. Душа понималась как форма, сущность, ведущая двойную жизнь - в Боге и в теле. Душа носит всегда уникально-личностный характер. Телесное начало человека органически соучаствует в духовно-душевной деятельности личности. Постулируется бессмертие души. Роль чувственной сферы умаляется; подчеркивается ошибочность чувств и пагубное влияние эмоций и страстей на развитие человека.
По-разному рассматривается соотношение разума и воли. Если Ф. Аквинский доказывал приоритет интеллекта над волей, то Августин считал, что воля автономна по отношению к разуму и воплощает в себе предельную насыщенность духовной жизни.
Глоссарий
Время - категория, выражающая длительность и последовательность событий в мире.
Дух - философское понятие, обозначающее одну из составных частей человеческой природы.
Душа - особая жизненная сила, нематериальное начало человеческой природы.
В Средневековье - божественное начало в человеке, относящееся к нематериальной сфере.
Креационизм - понимание мира как сотворённого Богом.
Мистика - опыт переживания непосредственного единения с абсолютом.
Субстанция - первоначало, не имеющее внешней причины существования.
Царство Божие - выражение мысли о существовании и истинности царства, иного по природе и противостоящего всем земным царствам.
Клинические проявления
Проявления крайне разнообразны. Они включают следующие нарушения.
Нарушение общения
Нарушения речи
Аффективные нарушения.
Особенности познавательной деятельности
Нарушение двигательных навыков
Особенности игровой деятельности
Пищевое поведение и сон
Нарушение влечений ...
Особенности развития социального интеллекта детей 9 - 10 лет
Отечественными и зарубежными учёными были раскрыты в изучении социального интеллекта многие общие закономерности. Однако возрастные аспекты развития социального интеллекта и проблема взаимосвязи социального интеллекта и психических процессов личности изучены пока недостаточно, наука находится лишь на подступах к решению этих сложных про ...
Ошибки интервьюеров
Число видов ошибок
, допускаемых интервьюерами, очень велико, основная их часть может быть сгруппирована в три типа:
· ошибки, нарушающие психологический контакт интервьюера и респондента, в результате которых респондент "замыкается в себе";
· ошибки, влекущие за собой искажение сообщаемой респондентом информации, в результа ...