Заключение

В эпоху Средневековья душа стала предметом прежде всего богословия, что существенно сужало возможности её научного изучения. Поэтому, хотя формально в то время предмет психологической науки и не изменялся, фактически в область исследования в то время входило изучение активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира.

Достижениями же Средневековья стало развитие психофизиологических исследований и первых работ по психологии масс. Предметом психологии тех столетий являлась душа, исследовались её виды, особенности познания. Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, а не материальной души. Христианство ввело третью, высшую подструктура, и человек стал триединым: тело - душа - дух. Дух - причастность к божественному посредством веры. Душа понималась как форма, сущность, ведущая двойную жизнь - в Боге и в теле. Душа носит всегда уникально-личностный характер. Телесное начало человека органически соучаствует в духовно-душевной деятельности личности. Постулируется бессмертие души. Роль чувственной сферы умаляется; подчеркивается ошибочность чувств и пагубное влияние эмоций и страстей на развитие человека.

По-разному рассматривается соотношение разума и воли. Если Ф. Аквинский доказывал приоритет интеллекта над волей, то Августин считал, что воля автономна по отношению к разуму и воплощает в себе предельную насыщенность духовной жизни.

Глоссарий

Время - категория, выражающая длительность и последовательность событий в мире.

Дух - философское понятие, обозначающее одну из составных частей человеческой природы.

Душа - особая жизненная сила, нематериальное начало человеческой природы.

В Средневековье - божественное начало в человеке, относящееся к нематериальной сфере.

Креационизм - понимание мира как сотворённого Богом.

Мистика - опыт переживания непосредственного единения с абсолютом.

Субстанция - первоначало, не имеющее внешней причины существования.

Царство Божие - выражение мысли о существовании и истинности царства, иного по природе и противостоящего всем земным царствам.


Гуманистическая психология Абрахама Маслоу: иерархия мотивов, самоактуализация и творчество человека
Фундаментальный тезис, лежащий в основе позиции А. Маслоу – это изучение человека как уникально организованного целого. Кроме того, А. Маслоу, как и другие гуманистические психологи, полагал, что природа человека хороша или, по крайней мере, нейтральна. Взгляд его на человека можно назвать оптимистичным. Разрушительные силы начинают гов ...

Принципы интерпретации творчества (философский, социологический, культурологический аспект)
Творчество является атрибутом человеческой деятельности, её «необходимое, существенное, неотъемлемое свойство». Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности челов ...

Счастье
В счастье, как вершине удовольствия, заключен смысл жизни человека. Счастье - это эмоциональное состояние, которое является результатом удовлетворения какой-либо значимой для человека потребности, желанной им и выстраданной. Такой потребностью может стать любая без исключения потребность духовная или физиологическая. Будет ли человек ис ...