Заключение

В эпоху Средневековья душа стала предметом прежде всего богословия, что существенно сужало возможности её научного изучения. Поэтому, хотя формально в то время предмет психологической науки и не изменялся, фактически в область исследования в то время входило изучение активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира.

Достижениями же Средневековья стало развитие психофизиологических исследований и первых работ по психологии масс. Предметом психологии тех столетий являлась душа, исследовались её виды, особенности познания. Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, а не материальной души. Христианство ввело третью, высшую подструктура, и человек стал триединым: тело - душа - дух. Дух - причастность к божественному посредством веры. Душа понималась как форма, сущность, ведущая двойную жизнь - в Боге и в теле. Душа носит всегда уникально-личностный характер. Телесное начало человека органически соучаствует в духовно-душевной деятельности личности. Постулируется бессмертие души. Роль чувственной сферы умаляется; подчеркивается ошибочность чувств и пагубное влияние эмоций и страстей на развитие человека.

По-разному рассматривается соотношение разума и воли. Если Ф. Аквинский доказывал приоритет интеллекта над волей, то Августин считал, что воля автономна по отношению к разуму и воплощает в себе предельную насыщенность духовной жизни.

Глоссарий

Время - категория, выражающая длительность и последовательность событий в мире.

Дух - философское понятие, обозначающее одну из составных частей человеческой природы.

Душа - особая жизненная сила, нематериальное начало человеческой природы.

В Средневековье - божественное начало в человеке, относящееся к нематериальной сфере.

Креационизм - понимание мира как сотворённого Богом.

Мистика - опыт переживания непосредственного единения с абсолютом.

Субстанция - первоначало, не имеющее внешней причины существования.

Царство Божие - выражение мысли о существовании и истинности царства, иного по природе и противостоящего всем земным царствам.


Психотерапевтическая форма компенсации морального вреда
В психотерапии, как отечественной так и зарубежной, накоплен достаточно большой арсенал средств психологической помощи людям, получившим моральные травмы. Большой багаж в этом плане имеется и у христианской религии. В данной части работы делается попытка выделения некоторых психотерапевтических формул, заложенных в христианской религии ...

Индивидуальные особенности мышления
Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и отвлеченного мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качес ...

Виды определений понятий
Дадим определение понятию. Понятие – форма мышления, отражающая предметы в существенных признаках. Признаком предмета называется то, в чём предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Понятие представляет собой результат обобщения множества однородных предметов по их общим существенным признакам. Понятия " ...