Психические состояния

Поведение и деятельность человека в какой-либо промежуток времени зависят от того, какие именно особенности психических процессов и психических свойств личности проявляются в течение этого периода, то есть от его психического состояния — характеристики психической деятельности за определенный промежуток времени.

При этом психические процессы, психические состояния, психические свойства личности взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут стать свойством личности. Виды психических состояний выделяют в зависимости от таких параметров:

- влияния на личность (положительные и отрицательные, стенические и астенические);

- преобладающих форм психики (эмоциональный, волевые, интеллектуальные);

- глубины (глубокие, поверхностные);

- времени протекания (кратковременные, длительные и пр.);

- степени осознанности.

Возможности саморегуляции психических состояний определяются индивидуально-психологическими особенностями личности человека, его привычками в организации своих действий, складывающимися в процессе воспитания и самовоспитания. Необходимым условием сознательной саморегуляции психических состояний является принятие человеком цели и программы овладения приемами соответствующих действий.

Например, выделяют следующие приемы управления эмоциональными состояниями и выхода из стресса:

- понижение субъективной значимости события, переоценка значимости ситуации в сравнении с жизненно важными, общечеловеческими ценностями;

- разрядка эмоциональной напряженности в движении, в физической нагрузке;

- переключение внимания, концентрирование его не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях проблемы и такое прочие;

- предварительная разработка запасных стратегий, путей отступления, учитывая тот факт, что повышение эмоциональной напряженности снижает интеллектуальный контроль за поведением;

- по возможности, активизация чувства юмора;

- овладение приемами аутогенной (от греч. autos — сам, genos — происхождение) тренировки, основанной на нервно-мышечной релаксации (от лат. relaxatio — уменьшение напряжения) и самовнушении;

- использование систем специальной тренировки, в которой сами факторы неожиданности и внезапности становятся предметом обучения, например в компьютерных играх.


История психологии
История психологии - отрасль психологической науки, изучаемая на психологических факультетах университетов и академий. Но это не прикладная наука, а теоретическая, объясняющая современное состояние психологии на основе ее ретроспективного анализа. История психологии реконструирует процесс развития науки в его динамике, начиная с взглядо ...

Школьная дезадаптация
В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным. С понятием “школьной дезадап ...

Олигофрения, особенности клинических проявлений
Олигофрении - сборная группа стойких не прогрессирующих патологических состояний с различной этиологией и патогенезом, но объединяемых по сходству основной, главной клинической картины наследственного, врожденного или приобретенного в первые годы жизни слабоумия, выражающегося в общем психическом недоразвитии с преобладанием интеллекту ...