Виртуальная коммуникация: функциональный аспект
Страница 1

Материалы » Психология коммуникативных связей » Виртуальная коммуникация: функциональный аспект

Современные, телекоммуникационные технологии и, в первую очередь, - глобальная компьютерная сеть Интернет, являются одним из наиболее важных факторов в развитии мирового сообщества, оказывающим решающее воздействие на общественную, политическую, экономическую и социокультурную сферы.

Процесс виртуализации, возникший из-за внедрения новых виртуальных технологий, породил киберпространство, которое изменило саму реальность, раздвоив ее на объективную реальность, ограниченную многими факторами и, виртуальную, неограниченную ничем, кроме несовершенства технологий или собственного воображения.

Под «виртуальной реальностью» подразумевается реальность, отличная от действительного, материального мира, основой которой являются нематериальные понятия - информация, мысли и образы. Основное выражение, определяющее весь смысл виртуальной реальности - это «ощущение присутствия» в виртуальном мире. Определяя виртуальную реальность таким образом, можно будет отказаться от привязанности к компьютерным технологиям и остановиться на рассмотрении самого человека.

Виртуальной коммуникации присущи такие характеристики, как опосредованность, интерактивность, дистантность, глобальный кросс-культурный характер, в большинстве случаев - анонимность участников, широкие возможности для конструирования личностной и социальной идентичности, отсутствие статусной иерархии, внеинституциональность, неразвитость и неопределенность социальных норм (в том числе - правовых и нравственных), маргинализация и карнавализация коммуникационных процессов.

Коммуникационные виртуальные технологии выполняют несколько функций.

Прежде всего, это удовлетворение потребностей в информации, потому, что Всемирная Сеть, это, прежде всего, огромное информационное пространство, в котором осуществляется поиск, хранение, передача информации; функция коммуникации - Виртуальные компьютерные технологии позволяют сегодня общаться на больших расстояниях, в реальном времени и с отсрочкой во времени; репрезентативная - позволяет представлять результаты какой-либо своей работы и мыслительной деятельности; саморепрезентативная - дает возможность создавать свои личные профили, помещать там свои личные фотографии, комментарии, вести личный дневник, рассказывать о себе; аффективная - общение по средствам удаленной коммуникации, несмотря на некоторую упрощенность, по сравнению с межличностным общением, так же окрашено эмоционально и, также влияет на эмоциональный фон коммуникантов. Предполагается, что каждая предыдущая функция входит в состав каждой последующей, занимая соответствующее место в иерархии функций.

Кроме того, общение в Виртуальном пространстве, так как общение происходит по средствам считывания печатных знаков с экрана, сопровождается постоянным диалогом с самим собой – считываемая информация интериорезируется внутренней речью и проговаривается, анализируется, а затем экстериорезируется по средствам тех же печатных символов.

Также, в процесс виртуальной коммуникации включен социально-психологический контекст. Всемирная сеть Интернет предоставляет ряд уникальных сервисов, таких как: голосовое общение (Skype), текстовое общение (клиенты мгновенных сообщений, электронная почта), а также возможно репрезентировать свою личность в сети («Одноклассники», «В Контакте», «My Space»). Последний способ не только позволяет рассказывать о себе, изменениях своего, например, социального, профессионального статусов, заводить новые знакомства, которые могут не ограничиваются пределом одного города. Поиск может быть ограничен лишь фантазией ищущего и ограниченностью тех языков, которыми он владеет.

Считываемая информация интериорезируется внутренней речью и проговаривается, анализируется, а затем экстериорезируется по средствам тех же печатных символов.

Несмотря на то, что процесс виртуальной коммуникации может быть ограничен текстом, звуком, заменителями невербальной коммуникации – смайликами (эматиконами), реже когда видео конференцией, популярность предоставляемых услуг все равно увеличивается. Справедливо утверждение о том, что использование репрезентативных виртуальных сервисов может быть продиктовано не только потребностью в общении, но и сопровождаться такими социально-психологическими характеристиками как «мода», «поднятие своего статуса в глазах других», «быть замеченным или даже знаменитым» в кругу своих приятелей.

Страницы: 1 2


Условия и средства развития способности к рефлексии при подготовке к профессиональной деятельности
Проектирование новых форм обучения многими исследователями связывается с задачами целенаправленного формирования рефлексии. Проблема определения условий становления рефлексии в учебной деятельности в этой связи все чаще выступает предметом изучения, а разработка средств ее формирования приближает практическую возможность управления разв ...

Виды лидерства
Виды лидерства: 1) Деловое лидерство — лидерство в деятельности. 2) Эмоциональное лидерство — реализуемое в такой специфической деятельности, как общение. Эмоциональный лидер — это “душа компании”, человек, способный выразить общее психологическое настроение и эффективно им управлять. Возможно совпадение лидерских ролей — делового и э ...

Основные категории общения и их характеристика
Прежде, чем проанализировать вопрос категорий общения и их характеристики, необходимо ответить на вопрос — что такое общение? Одно из определений межличностного общения гласит, что общение — это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаим ...