Взаимосвязь коммуникативных навыков у подростков

Материалы » Психология коммуникативных связей » Взаимосвязь коммуникативных навыков у подростков

Выявление и развитие одаренных подростков, реализация их потенциальных возможностей на сегодняшний день является одной из наиболее приоритетных социальных задач. Для них очень важно психологическое сопровождение, так они имеют ряд специфических особенностей в индивидуальном развитии, одной из которых являются проблемы с общением. ассоциация аэт

Цель данной статьи – выявление взаимосвязи между одаренностью и коммуникативными навыками у подростков.

Гипотеза заключается в том, что высокая степень одаренности сопровождается низкой степенью развития коммуникативных навыков у подростков.

В рабочей «концепции одаренности» приводится следующее определение этого понятия. «Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности (в том числе и инициированной им самостоятельно) или потенциалом к таким достижениям».

Подростковый период - время перехода на качественно новый уровень самосознания и Я-концепции. Подросток активно ищет себя, сопоставляя себя со взрослыми и сверстниками. Ведущий тип деятельности в этом возрасте — общение со своими сверстниками. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. Как раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей.

В контексте вышесказанного очень важно рассмотреть взаимосвязь подростковой одаренности с развитием коммуникативных навыков.

В данном исследовании были задействованы для оценки влияния одаренности на развитие коммуникативных навыков у подростков следующие методики: выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей (методика «КОС-1»), В.В.Синявский и В.А.Федорошин; проективная методика закончи рисунок; методика «матрица Равена».

В целом, комплекс этих методик помогает выявить подростковую одаренность и степень ее влияния на развитие коммуникативных способностей, что является первоочередной потребностью подросткового возраста.

В исследовании приняли участие 39 человек, в возрасте 10-11 лет, учащиеся школы №84, г. Северска. 19 школьников, обучающиеся в классе с коррекцией зрения, и 20 школьников, обучающиеся в гимназическом классе, 60% исследуемых составляют девочки и 40% - мальчики.

Обучающиеся в коррекционном классе по зрению отличаются повышенной чувствительностью к малейшим раздражителям окружающей среды, в связи с чем, необходимо постоянно привлекать внимание к выполнению задания, стараются выполнять каждое задание как можно быстрее и ждут похвалы.

Обучающиеся в гимназическом классе очень внимательны, задают уточняющие вопросы по ходу задания, никуда не торопятся. Сосредоточенно выполняют задания, ни на что не отвлекаются.

Полученные данные были обработаны программой statistics и подвергнуты корреляционному анализу. Оценивалось 2 параметра: проявление творческой направленности и интеллектуальные показатели и их корреляция с третьим параметром: коммуникативная компетентность.

По параметру творчество (методика закончи рисунок) среднее значение составило 20,4 с дисперсией 5,68; по параметру интеллект (методика матрица равена) среднее значение составило 3,54 и дисперсией 2,01 и по параметру коммуникативные навыки (методика КОС-1) среднее значение по методикам составило 3,44 и дисперсией 1,48.

Анализ выявленных корреляций между параметрами интеллекта, творческой активности и коммуникативной компетентности у подростков показал следующие результаты:

1. Корреляции параметра творчество с коммуникативными навыками не выявлено (r=0,027, p=0,871).

2. Корреляции параметра интеллект с коммуникативными навыками также не обнаружено (r=-0,081, p=0,625).

3. Далее испытуемые были поделены на две группы (с учетом верхнего и нижнего квартилей), и в каждой из этих групп был проведен корреляционный анализ параметров интеллекта и творчества с коммуникативной компетентностью. Корреляции у группы, имеющей верхние границы параметров интеллекта и творчества с коммуникативными навыками, не обнаружены. Однако выявлено наличие корреляций в группе, характеризующейся низкими значениями показателей по параметру «интеллект». Причем наблюдалась обратная корреляционная связь между параметром интеллекта и коммуникативной компетентностью (r=-0,559, p=0,038).


Актуальность, цели и задачи теста.
1. Развить творческое отношение к жизни. 2. Определить творческий потенциал. 3. Выбрать подходящую профессию. 4. Активизировать интеллект. 5. Развить фантазию. 6. Организовать четкое мышление. 7. Развить предприимчивость. 8. Развить способность вступать в первый контакт. 9. Развить коммуникабельность. 10. Прогнозировать развити ...

Мишки и шишки
Цель: тренировка выдержки, контроль импульсивности. Условия игры. По полу рассыпают шишки. Двум игрокам предлагают собрать их лапами больших игрушечных мишек. Выигрывает тот, кто соберет больше. Примечания. Вместо игрушек можно использовать руки других игроков, но, например, повернутые тыльной стороной ладони. Вместо шишек можно использ ...

Поиграем с предметами
Цель: развитие внимания, его объема, устойчивости, концентрации, развитие зрительной памяти. Условия игры. Ведущий выбирает 7-10 небольших предметов. 1. Положить предметы в ряд и прикрыть их чем-нибудь. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все предметы. 2. Снова ненадолго показать ребенку предметы ...