Психологические составляющие политического поведения: инстинкты, навыки, разумные действия. Основные элементы политического поведения: потребности, установки, ценности, убеждения
Страница 2

Материалы » Политическая психология личности » Психологические составляющие политического поведения: инстинкты, навыки, разумные действия. Основные элементы политического поведения: потребности, установки, ценности, убеждения

Потребности.

В политике действуют обычные человеческие потребности, среди которых можно встретить и любопытство, и стремление к свободе, и необходимость удовлетворить голод и иные материальные нужды. Политический психолог из Санкт-Петербурга А. И. Юрьев предлагает такую классификацию потребностей применительно к политическому поведению (табл. 1).

Таблица 1

Классификация потребностей, определяющих политические явления

Потребность

в сохранении

жизни

Потребность

в продолжении

рода

Потребность в сотрудничестве

Потребность в ориентации

Безопасность, защита от боли, страха, гнева

Любовь, нежность, признание, голод, жажда

Самоактуализация, самоуважение, достижение самоидентификации

Понимание, осмысление, знание, идентификация

Длительное

существование,

жизнеспособность,

готовность идти

на жертвы во имя

выживания

и самосохранения

нации

Энергия, упорство, изобретательность, восстановление численности населения после катастрофических потерь

Расовое, этническое разнообразие. Юридическое и фактическое равенство наций

Способность изменять режим, подходящий для защиты независимости и национальных ценностей

Потребности побуждают человека действовать, создавая определенное напряжение внутри организма. Однако смысл действию придает лишь особый мотив, являющийся третьим членом в поведенческой формуле. Психологи подчеркивают, что мотив выполняет прежде всего функцию вербализации цели и программы, дающую возможность данному человеку начать определенную деятельность. Мотивы тесно связаны с потребностями и вместе выступают в качестве побудительных сил поведения.

Установка

— это специфическое состояние субъекта, которое характеризует его готовность к совершению действия направленного на удовлетворение данной потребности в данной ситуации. Установка предшествует действию, являясь его начальным этапом, настроем на действие.

Принято выделять 3 компонента любой установки: а) когнитивный элемент – предполагает у личности предварительные знания, интерес к политике; б) эмоциональное отношение к политсубъекту (нравится – не нравится), как правило предшествует критическому осмыслению информации о политике; в) поведенческий – представляет собой готовность к действию.

Наиболее распространенным видом политустановки является мнение,

хотя и отличается неустойчивостью, т.к. представляет собой поверхностный, вербальный слой сознания. Более глубокие корни имеет другой вид установки – диспозиция

– это общее отношение к проблеме и конкретному человеку, к ситуации, вообще к чему-либо. Третий вид установки – убеждения

– стержень личности.

Также следует рассмотреть подробнее понятие ментальность. В науке одной из проблем стала типологизация менталитета. Исследователи выделяют следующие типы ментальностей:

1). Индивидуальная ментальность.

2).Групповая ментальность.

3).Национальная ментальность.

4).Цивилизационная ментальность.

Следует обратить внимание на наличие континуетета между данными типами ментальностей.

Так, например групповая ментальность в социокультурном контексте - это отражение совокупного культурно-исторического, национального и социального опыта, преломляемого в сознании конкретной личности.(20).

Широко ведутся исследования и по внутренней структуре менталитета.

Менталитет:

1) партикулярная культура

2) “духовная самость”

3) социальный отклик

4) мета социальный уровень

1). Партикулярный уровень или бессознательное отражает общие тенденции частной жизни и во многом обуславливает формирование личности и ее социальных ролей, а также характер взаимоотношений с другими индивидами. Это привычные бытовые отношения, ритуалы, социальные нормы, ценности, оценки - словом, отчасти нерефлексируемый мир социальных взаимодействий.

2). “Духовная самость” - культура конкретной социальной общности, ее специфика, адаптивные способности. Все это осуществляется на рефлексивном уровне.

Страницы: 1 2 3


Техника самовнушения по Куэ
Для произвольного самовнушения, как утверждает Куэ, характерно отсутствие в нем чего-либо насильственного. Все очень просто. Такова же и техника внушения. Оно должно осуществляться «без всякого усилия», как можно более «простым, детским, механическим способом». Приведенную выше формулу Куэ надо произносить каждое утро после пробуждения ...

Рассуждение
Такие драйверы, как голод или сексуальное влечение, присущи нам потому, что они необходимы для выживания. Но для чего нужны эмоции? Неужели они тоже способствуют выживанию? Если мы спросим себя, для чего в ходе эволюции возникли рефлексы и инстинкты, то ответ будет лежать на поверхности. Рефлекс- это специфическая реакция на определенны ...

Когнитивная антропология: предметное поле и перспективы развития
Однако с развитием культуры антропология значительно расширила свои границы и приобрела междисциплинарный характер. Тема нашего исследования – когнитивная антропология – является одной из перспективных направлений развития современного антропологического знания. Ведущий российский этнопсихолог – С. Лурье подробно проанализировала истори ...