Психологические составляющие политического поведения: инстинкты, навыки, разумные действия. Основные элементы политического поведения: потребности, установки, ценности, убеждения
Страница 2

Материалы » Политическая психология личности » Психологические составляющие политического поведения: инстинкты, навыки, разумные действия. Основные элементы политического поведения: потребности, установки, ценности, убеждения

Потребности.

В политике действуют обычные человеческие потребности, среди которых можно встретить и любопытство, и стремление к свободе, и необходимость удовлетворить голод и иные материальные нужды. Политический психолог из Санкт-Петербурга А. И. Юрьев предлагает такую классификацию потребностей применительно к политическому поведению (табл. 1).

Таблица 1

Классификация потребностей, определяющих политические явления

Потребность

в сохранении

жизни

Потребность

в продолжении

рода

Потребность в сотрудничестве

Потребность в ориентации

Безопасность, защита от боли, страха, гнева

Любовь, нежность, признание, голод, жажда

Самоактуализация, самоуважение, достижение самоидентификации

Понимание, осмысление, знание, идентификация

Длительное

существование,

жизнеспособность,

готовность идти

на жертвы во имя

выживания

и самосохранения

нации

Энергия, упорство, изобретательность, восстановление численности населения после катастрофических потерь

Расовое, этническое разнообразие. Юридическое и фактическое равенство наций

Способность изменять режим, подходящий для защиты независимости и национальных ценностей

Потребности побуждают человека действовать, создавая определенное напряжение внутри организма. Однако смысл действию придает лишь особый мотив, являющийся третьим членом в поведенческой формуле. Психологи подчеркивают, что мотив выполняет прежде всего функцию вербализации цели и программы, дающую возможность данному человеку начать определенную деятельность. Мотивы тесно связаны с потребностями и вместе выступают в качестве побудительных сил поведения.

Установка

— это специфическое состояние субъекта, которое характеризует его готовность к совершению действия направленного на удовлетворение данной потребности в данной ситуации. Установка предшествует действию, являясь его начальным этапом, настроем на действие.

Принято выделять 3 компонента любой установки: а) когнитивный элемент – предполагает у личности предварительные знания, интерес к политике; б) эмоциональное отношение к политсубъекту (нравится – не нравится), как правило предшествует критическому осмыслению информации о политике; в) поведенческий – представляет собой готовность к действию.

Наиболее распространенным видом политустановки является мнение,

хотя и отличается неустойчивостью, т.к. представляет собой поверхностный, вербальный слой сознания. Более глубокие корни имеет другой вид установки – диспозиция

– это общее отношение к проблеме и конкретному человеку, к ситуации, вообще к чему-либо. Третий вид установки – убеждения

– стержень личности.

Также следует рассмотреть подробнее понятие ментальность. В науке одной из проблем стала типологизация менталитета. Исследователи выделяют следующие типы ментальностей:

1). Индивидуальная ментальность.

2).Групповая ментальность.

3).Национальная ментальность.

4).Цивилизационная ментальность.

Следует обратить внимание на наличие континуетета между данными типами ментальностей.

Так, например групповая ментальность в социокультурном контексте - это отражение совокупного культурно-исторического, национального и социального опыта, преломляемого в сознании конкретной личности.(20).

Широко ведутся исследования и по внутренней структуре менталитета.

Менталитет:

1) партикулярная культура

2) “духовная самость”

3) социальный отклик

4) мета социальный уровень

1). Партикулярный уровень или бессознательное отражает общие тенденции частной жизни и во многом обуславливает формирование личности и ее социальных ролей, а также характер взаимоотношений с другими индивидами. Это привычные бытовые отношения, ритуалы, социальные нормы, ценности, оценки - словом, отчасти нерефлексируемый мир социальных взаимодействий.

2). “Духовная самость” - культура конкретной социальной общности, ее специфика, адаптивные способности. Все это осуществляется на рефлексивном уровне.

Страницы: 1 2 3


Консультирование по проблемам подросткового возраста
Консультирование по проблемам данного возраста отличается тем, что сам подросток впервые становится клиентом – субъектом обращения в психологическую консультацию, причем он может даже не сообщать об этом родителям (Бруменская Г.В., 2002). Особенностями психологического консультирования семьи с подростками являются (Олифирович Н.И., 200 ...

Структурирование жизненного мира в ходе работы горя (на примере людей, ушедших в религию)
Процесс переживания горя и утраты был описан в работах З.Фрейда «Печаль и меланхолия», Э.Линдеманна «Клиника острого горя», Ф.Е.Василюка «Пережить горе», М.Ш.Магомед-Эминова «Трансформация личности». Исследователи пытаются найти ответ на вопрос, как человек преодолевает горе, справляется с ним. Начиная с Фрейда, который писал о «работе ...

Развитие студентов вуза
Изменения требований к профессиональной подготовке специалиста в вузе обусловлены рядом объективных причин: необходимостью освоения современных технологий, повышением роли интеллектуальной составляющей и усложнением труда, что влечет за собой большую свободу в профессиональной деятельности, самостоятельностью при принятии решений и выра ...