Психологические составляющие политического поведения:
инстинкты, навыки, разумные действия. Основные элементы политического
поведения: потребности, установки, ценности, убежденияСтраница 2
Потребности.
В политике действуют обычные человеческие потребности, среди которых можно встретить и любопытство, и стремление к свободе, и необходимость удовлетворить голод и иные материальные нужды. Политический психолог из Санкт-Петербурга А. И. Юрьев предлагает такую классификацию потребностей применительно к политическому поведению (табл. 1).
Таблица 1
Классификация потребностей, определяющих политические явления
|
Потребность в сохранении жизни |
Потребность в продолжении рода |
Потребность в сотрудничестве |
Потребность в ориентации |
|
Безопасность, защита от боли, страха, гнева |
Любовь, нежность, признание, голод, жажда |
Самоактуализация, самоуважение, достижение самоидентификации |
Понимание, осмысление, знание, идентификация |
|
Длительное существование, жизнеспособность, готовность идти на жертвы во имя выживания и самосохранения нации |
Энергия, упорство, изобретательность, восстановление численности населения после катастрофических потерь |
Расовое, этническое разнообразие. Юридическое и фактическое равенство наций |
Способность изменять режим, подходящий для защиты независимости и национальных ценностей |
Потребности побуждают человека действовать, создавая определенное напряжение внутри организма. Однако смысл действию придает лишь особый мотив, являющийся третьим членом в поведенческой формуле. Психологи подчеркивают, что мотив выполняет прежде всего функцию вербализации цели и программы, дающую возможность данному человеку начать определенную деятельность. Мотивы тесно связаны с потребностями и вместе выступают в качестве побудительных сил поведения.
Установка
— это специфическое состояние субъекта, которое характеризует его готовность к совершению действия направленного на удовлетворение данной потребности в данной ситуации. Установка предшествует действию, являясь его начальным этапом, настроем на действие.
Принято выделять 3 компонента любой установки: а) когнитивный элемент – предполагает у личности предварительные знания, интерес к политике; б) эмоциональное отношение к политсубъекту (нравится – не нравится), как правило предшествует критическому осмыслению информации о политике; в) поведенческий – представляет собой готовность к действию.
Наиболее распространенным видом политустановки является мнение,
хотя и отличается неустойчивостью, т.к. представляет собой поверхностный, вербальный слой сознания. Более глубокие корни имеет другой вид установки – диспозиция
– это общее отношение к проблеме и конкретному человеку, к ситуации, вообще к чему-либо. Третий вид установки – убеждения
– стержень личности.
Также следует рассмотреть подробнее понятие ментальность. В науке одной из проблем стала типологизация менталитета. Исследователи выделяют следующие типы ментальностей:
1). Индивидуальная ментальность.
2).Групповая ментальность.
3).Национальная ментальность.
4).Цивилизационная ментальность.
Следует обратить внимание на наличие континуетета между данными типами ментальностей.
Так, например групповая ментальность в социокультурном контексте - это отражение совокупного культурно-исторического, национального и социального опыта, преломляемого в сознании конкретной личности.(20).
Широко ведутся исследования и по внутренней структуре менталитета.
Менталитет:
1) партикулярная культура
2) “духовная самость”
3) социальный отклик
4) мета социальный уровень
1). Партикулярный уровень или бессознательное отражает общие тенденции частной жизни и во многом обуславливает формирование личности и ее социальных ролей, а также характер взаимоотношений с другими индивидами. Это привычные бытовые отношения, ритуалы, социальные нормы, ценности, оценки - словом, отчасти нерефлексируемый мир социальных взаимодействий.
2). “Духовная самость” - культура конкретной социальной общности, ее специфика, адаптивные способности. Все это осуществляется на рефлексивном уровне.
Три типа конфликтной ситуации К. Левина
Большой вклад в изучение проблемы внутриличностного конфликта внес немецкий психолог Курт Левин (1890—1947), который определил его как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно-направленные силы равной величины. В этой связи он выделил три типа конфликтной ситуации.
1. Человек находится между двумя положител ...
Трудности в овладении связной речью у детей с ТНР
Логопедическая работа над связной речью занимает одно из ведущих направлений коррекционного обучения русскому языку учащихся начальных классов с дизорфографией. Ведущая задача данного процесса состоит в том, чтобы научить детей воспринимать речь, самостоятельно (осознанно и произвольно) строить семантически целостные высказывания, текст ...
Занятие 2. Коррекция страхов
Упражнение №1 Прогноз погоды.
Детям предлагают обратить внимание на их внутреннее состояние и нарисовать, какая погода сейчас у них в душе. После рисования детям предлагается обсудить, почему у них такая погода. Если у детей плохая погода, то пытаются дорисовать рисунок, так чтобы состояние ребенка изменилось.
Упражнение №2
Один из о ...

