Социальная реадаптация освобождённого

Материалы » Пенитенциарная психология » Социальная реадаптация освобождённого

Завершающим и наиболее ответственным этапом ресоциализации бывшего осужденного является его приспособлении к жизни на свободе, как правило, в новых, порой трудных условиях, при бытовой неустроенности, разрушения прежних социальных связей, отсутствие жилья, больших сложностях в трудоустройстве и т.д. Всё это требует от освобождённого значительных душевных усилий, терпения, выносливости, что под силу не каждому. В результате нередко лица, вышедшие из исправительного учреждения, вновь совершают преступления. Сказанное обусловливает необходимость проведения в условиях исправительного учреждения специальной работы по психологической подготовке освобождающихся к жизни в новых условиях. В последнее время было выявлено, что только нравственной и практической подготовки осужденных к жизни в нормальных условиях недостаточно.

Необходима ещё их психологическая подготовка, которая состоит в активизации психики, формировании установки на соответствующее поведение в условиях свободы. В результате таких целенаправленных воздействий у освобождаемого формируется психологическая готовность жить в новых условиях, которая обеспечивает безболезненное вхождение в новую социальную среду и деятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения.

Психотерапевтические беседы проводятся индивидуально или в группах осужденных, хорошо знающих друг друга, близких по психологическому складу. В таких группах легче возникают отношения взаимной откровенности, и роль воспитателя – подсказать на конкретных примерах верный выход из того или иного жизненного затруднения. С замкнутыми или легко ранимыми осужденными рекомендуется проводить преимущественно индивидуальные беседы.

Основная масса новых преступлений, совершаемых лицами, которые отбывали наказание в виде лишения свободы, приходится на период до 3 – х лет с момента освобождения. Причём чуть более половины преступлений совершается в первый год после освобождения. Когда ещё толком не понимаешь, что вокруг происходит, т.к. сам момент освобождения происходит довольно резко, и иногда просто не успеваешь переключиться с одного на другое. Ведь свобода и заключение в исправительное учреждение, это как «чёрное и белое», совершенно две разные жизни. Ещё не отойдя оттого, что вокруг окружают люди, ранее совершившее преступное деяние, преступившие закон, кинувшие вызов судьбе таким образом.

Процесс социальной адаптации можно считать успешным в том случае. Когда у вернувшегося из мест лишения свободы, восстановлены социально полезные связи в основных сферах жизнедеятельности /обеспечены нормальные отношения в семье, жильё, постоянное место работы, полезное проведение досуга и т.д./, а также порваны связи с преступной средой. Это зависит большего всего от родственников и близких, любящих людей, ради которых он держался, в местах лишении свободы, что бы вновь их увидеть.

Глава 22 УИК РФ делает акцент на помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними.


Восприятие информации зрительным и слуховым анализаторами
Человек-оператор около 90% всей информации получает через зрительный анализатор. Зрение позволяет воспринимать форму, цвет, яркость и движение предметов. Возможность зрительного восприятия определяется энергетическими, пространственными, временными и информационными характеристиками сигналов, поступающих к оператору. Совокупность этих ...

Память
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его п ...

История происхождения психолого-педагогической антропологии
Чтобы понять, что есть «педагогическая антропология», начнем с термина «антропология». Он расшифровывается как «знание о человеке», «наука о человеке» и возник в конце XVIII в. Этот термин был предложен И.Кантом (1724—1804) для обозначения особой автономной области знаний, новой науки — науки о человеке, которой до того времени не было. ...