Роль личностных свойств в экстремальных ситуациях
Страница 1

Материалы » Преодоление стрессовых ситуаций » Роль личностных свойств в экстремальных ситуациях

С целью подтверждения данного факта, нами было проведено исследование. Для этого была отобрана группа респондентов, так или иначе связанная с экстремальными ситуациями в своей деятельности, в частности, молодые люди, стремящиеся к овладению мастерством в экстремальном виде спорта «маунтинбайк» (N=66). За основу был взят опросник «Стиль саморегуляции поведения» ССП-98 (В.И. Моросанова). Также в ходе работы использована совокупность методик, позволяющих изучить индивидуально-психологические особенности и личностные свойства испытуемых.

Данные полученные в результате психодиагностического среза были подвергнуты корреляционному и сравнительному анализу.

В первом случае был проведен тщательный анализ корреляционных взаимодействий шкалы «общего уровня саморегуляции» опросника ССП-98 с другими личностными свойствами испытуемых. Во втором установлены различия в содержательном аспекте готовности к риску на двух контрастных уровнях в процессе саморегуляции в экстремальных ситуациях.

На первом этапе для выявления наиболее сильных корреляционных связей за минимальное значение Pearson Correlation мы взяли p=0, 318 при Sig. (2-tailed) = 0, 09.

В результате наиболее сильные связи со шкалой «общий уровень саморегуляции» набрали следующие шкалы – по методике ССП-98 (В.И. Моросановой): «моделирование» (p=0, 522 при sig. (2-tailed) = 0, 00), «программирование» (p=0, 477 при sig. (2-tailed) = 0, 00), «оценка результатов» (p=0, 471 при sig. (2-tailed)=0, 00), «гибкость» (p=0, 556 при sig. (2-tailed) = 0, 00); по методике САМОАЛ Н.Ф. Калининой – «высокая потребность в познании» (p=0, 322 при sig. (2-tailed) = 0,08), «спонтанность» (p= - 0, 345 при sig. (2-tailed) = 0, 05); по методике диагностики волевых особенностей личности (ВКЛ) М.В. Чумаковой – «выдержка» (p=0, 329 при sig. (2-tailed) = 0, 07); по опроснику МакКрае – Коста («Большая пятерка») – «привязанность - обособленность» (p=0, 412 при sig. (2-tailed)=0, 01), «сотрудничество-соперничество» (p=0, 436 при sig. (2-tailed) = 0, 00), «доверчивость-подозрительность» (p=0, 318 при sig. (2-tailed) = 0, 09).

Корреляционный анализ выявил прямую зависимость уровня саморегуляции от личностных свойств и охарактеризовал испытуемых как способных в экстремальных условиях саморегулировать свою активность при помощи, прежде всего:

процесса гибкости и моделирования принятия решений. При возникновении непредвиденных обстоятельств такие испытуемые легко перестраивают планы и программы исполнительских действий и поведения, они способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий;

высокой потребности в познании, характерной для самоактуализирующейся личности, всегда открытой к новым впечатлениям;

выдержки, усилий, привязанности, сотрудничеству и доверчивости.

Влияние рассмотренных личностных свойств на процесс саморегуляции можно объяснить, цитируя высказывание тренера по маунтинбайку «…Скоростной спуск – это не борьба с соперником, это борьба со скоростью, и, прежде всего с собой. Он требует от человека полной концентрации, заставляет отключить привычный разум и принимать решения ранее редко задействованные…».

На втором этапе проведенное нами исследование, изучающее личностные свойства испытуемых, предпочитающих заниматься экстремальными видами спорта, показало, что большинство из них подсознательно предпочитаю избегать рискованные ситуации и оценивают себя по методике диагностики степени готовности к риску Шуберта, как людей «слишком осторожных». Так, из выборки (N=66) только 30% оценили себя как «склонных к риску», 47% «среднее значение» и 23% «слишком осторожные».

Получается, что экстремалы, занимаясь экстремальным видами спорта, не оценивают себя таковыми. Можно предположить, что данный процентный показатель сложился в результате того, что молодежь, ежедневно подверженная экстремальным воздействиям, становиться более осторожной и критичной к себе и своему окружению, нежели лица, предпочитающие рациональный образ жизни.

Это послужило основанием для проведения сравнительного анализа среди групп экстремалов на двух контрастных уровнях готовности к риску, в результате которого было выявлено, что для лица с высоким уровнем готовности к риску оказались в большей степени свойственны – спонтанность (САМОАЛ), расслабленность («Большая пятерка»), беззаботность («Большая пятерка»), эмоциональная комфортность («Большая пятерка»), эмоциональная стабильность («Большая пятерка»), в меньшей – экстернальность в области производственных отношений (УСК).

Страницы: 1 2


Виды вопросов в соответствии с решаемыми задачами
· Закрытые — открытые o Закрытые (структурированные) вопросы предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятност ...

Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи
Нарушения речи у детей групп с ТНР можно классифицировать и кодифицировать следующим образом: расстройство экспрессивной речи (моторная алалия); расстройство рецептивной речи (сенсорная алалия); приобретенная афазия с эпилепсией (детская афазия); расстройства развития речи и языка неуточненные (неосложненный вариант общего недоразвития ...

Первая позиция - вести за собой
Первая позиция - это позиция лидера, человека активного и неравнодушного. В общественных организациях немало людей, у которых эта позиция наиболее развита. Это люди энергичные, которыми движут высокие человеческие ценности, люди, умеющие отстаивать свои убеждения. Те, чья энергия способна "сдвинуть горы". Однако если первая ...