Изучение динамики процесса заучиванияСтраница 1
Цель: исследовать динамику процесса заучивания вербального материала.
Задачи:
1. Установить характер нарастания удерживаемого материала при повторном его предъявлении.
2. Выяснить, какие элементы ряда удерживаются лучше (наблюдается ли эффект края).
Материал: 15 не связанных по смыслу одно - трехсложных слов конкретного содержания. www.combinefoods.ru
Процедура.
Каждый студент составляет список из 15 слов, затем группа делится на пары. Эксперимент проводится в паре (экспериментатор и испытуемый). Экспериментатор зачитывает испытуемому слова для запоминания, испытуемый называет слова, которые запомнил. Экспериментатор фиксирует в протоколе правильно воспроизведенные слова знаком «+» и повторяет опыт до полного заучивания всего ряда. Читать слова необходимо отчетливо и монотонно, с интервалом в 1 секунду. Интервал между предъявлениями слов - 5 секунд. Если испытуемый называет слова, отсутствующие в списке, экспериментатор фиксирует их в примечании к протоколу. Во время опыта экспериментатор записывает свои наблюдения за поведением испытуемого. После окончания опыта испытуемый дает словесный отчет (о своем состоянии, отношении к задаче, возможных затруднениях и помехах и т.п.), который также фиксируется экспериментатором в протоколе.
По окончании опыта экспериментатор и испытуемый меняются ролями.
Инструкция испытуемому. «Слушайте меня внимательно! Сейчас я назову ряд слов. Постарайтесь их запомнить и, когда я закончу, сразу назовите их в любом порядке. Внимание! Начинаем!»
После воспроизведения: «Вы запомнили не все слова. Я прочту их еще раз, постарайтесь запомнить больше и назовете все слова, которые вспомните».
Обработка результатов
1. Подсчитать общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении (V).
2. Построить по этим данным график заучивания. На оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, на оси ординат - значения V.
3. Подсчитать частоту воспроизведения каждого слова за все повторения и вычислить для них коэффициент запоминания по формуле:
К = Р/n • 100%,
где К - коэффициент запоминания -го слова, Р - его абсолютная частота, п - количество повторений (точность вычислений равна 1%).
4. Построить график частоты запоминания каждого слова. На оси абсцисс откладываются порядковые номера слов, на оси ординат - значения К.
5. Составить сводные таблицы по V и К для группы испытуемых. Вычислить средние показатели и нанести эти данные на индивидуальный график каждого испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними по группе.
Обсуждение результатов
Проанализировать формы графиков, привлекая материал словесного отчета испытуемого и наблюдений экспериментатора (например, снижение V при одном из повторений может объясняться тем, что испытуемый в этот момент отвлекся).
По сводным таблицам показать индивидуальные различия испытуемых и сделать выводы об общих для них закономерностях.
Сводная таблица количества правильно воспроизведённых слов при каждом повторении
Объём воспроизведения Испытуемые |
I |
II |
III |
IV |
V |
1. Антропов А. |
7 |
13 |
15 |
14 |
12 |
2. Бурканова Е. |
8 |
10 |
9 |
11 |
13 |
3. Воронина Т. |
7 |
10 |
12 |
13 |
15 |
4. Городнова М. |
9 |
14 |
14 |
13 |
15 |
5. Дасаева М. |
5 |
7 |
9 |
10 |
12 |
6. Зеленова Т. |
6 |
9 |
10 |
12 |
13 |
7. Корбко О. |
8 |
11 |
11 |
13 |
14 |
8. Паторова Е. |
12 |
14 |
15 |
15 |
15 |
9. Печененко А. |
12 |
15 |
14 |
15 |
15 |
10. Сивагина С. |
8 |
8 |
12 |
13 |
13 |
Среднеарифметическое |
8,2 |
11.1 |
12,1 |
12,9 |
13,7 |
Роли "любимец" - "отвергнутый"
Обратите внимание на то, нет ли среди ваших детей явных "любимчиков", которым позволено все, или, наоборот, бедных Золушек, которые вынуждены лишь покорно ждать взросления, когда они смогут освободиться от ваших предрассудков. С психологической точки зрения, и изгои, и любимчики все равно травмированы. Первые обижены, но не св ...
Ригидный характер
Самой значительной травмой здесь является переживание разочарования в стремлении добиться эротического удовлетворения, главным образом на генитальном уровне. Это происходит при запрещении детского сексуального развития, а также в отношениях с родителем противоположного пола (не было отца). ...
Понятие потребности
Общепризнано, что потребности – это движущая сила человеческой деятельности, поведения. В то же время существует большой разброс в понимании сущности потребностей – от биологической трактовки до социально-экономической. Рассмотрим наиболее распространенные среди них.
Потребность как нужда – это состояние индивида, создаваемое испытывае ...