Изучение динамики процесса заучивания
Страница 1

Материалы » Изучение динамики процесса заучивания » Изучение динамики процесса заучивания

Цель: исследовать динамику процесса заучивания вербального материала.

Задачи:

1. Установить характер нарастания удерживаемого материала при повторном его предъявлении.

2. Выяснить, какие элементы ряда удерживаются лучше (наблюдается ли эффект края).

Материал: 15 не связанных по смыслу одно - трехсложных слов конкретного содержания.

Процедура.

Каждый студент составляет список из 15 слов, затем группа делится на пары. Эксперимент проводится в паре (экспериментатор и испытуемый). Экспериментатор зачитывает испытуемому слова для запоминания, испытуемый называет слова, которые запомнил. Экспериментатор фиксирует в протоколе правильно воспроизведенные слова знаком «+» и повторяет опыт до полного заучивания всего ряда. Читать слова необходимо отчетливо и монотонно, с интервалом в 1 секунду. Интервал между предъявлениями слов - 5 секунд. Если испытуемый называет слова, отсутствующие в списке, экспериментатор фиксирует их в примечании к протоколу. Во время опыта экспериментатор записывает свои наблюдения за поведением испытуемого. После окончания опыта испытуемый дает словесный отчет (о своем состоянии, отношении к задаче, возможных затруднениях и помехах и т.п.), который также фиксируется экспериментатором в протоколе.

По окончании опыта экспериментатор и испытуемый меняются ролями.

Инструкция испытуемому. «Слушайте меня внимательно! Сейчас я назову ряд слов. Постарайтесь их запомнить и, когда я закончу, сразу назовите их в любом порядке. Внимание! Начинаем!»

После воспроизведения: «Вы запомнили не все слова. Я прочту их еще раз, постарайтесь запомнить больше и назовете все слова, которые вспомните».

Обработка результатов

1. Подсчитать общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении (V).

2. Построить по этим данным график заучивания. На оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, на оси ординат - значения V.

3. Подсчитать частоту воспроизведения каждого слова за все повторения и вычислить для них коэффициент запоминания по формуле:

К = Р/n • 100%,

где К - коэффициент запоминания -го слова, Р - его абсолютная частота, п - количество повторений (точность вычислений равна 1%).

4. Построить график частоты запоминания каждого слова. На оси абсцисс откладываются порядковые номера слов, на оси ординат - значения К.

5. Составить сводные таблицы по V и К для группы испытуемых. Вычислить средние показатели и нанести эти данные на индивидуальный график каждого испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними по группе.

Обсуждение результатов

Проанализировать формы графиков, привлекая материал словесного отчета испытуемого и наблюдений экспериментатора (например, снижение V при одном из повторений может объясняться тем, что испытуемый в этот момент отвлекся).

По сводным таблицам показать индивидуальные различия испытуемых и сделать выводы об общих для них закономерностях.

Сводная таблица количества правильно воспроизведённых слов при каждом повторении

Объём воспроизведения

Испытуемые

I

II

III

IV

V

1. Антропов А.

7

13

15

14

12

2. Бурканова Е.

8

10

9

11

13

3. Воронина Т.

7

10

12

13

15

4. Городнова М.

9

14

14

13

15

5. Дасаева М.

5

7

9

10

12

6. Зеленова Т.

6

9

10

12

13

7. Корбко О.

8

11

11

13

14

8. Паторова Е.

12

14

15

15

15

9. Печененко А.

12

15

14

15

15

10. Сивагина С.

8

8

12

13

13

Среднеарифметическое

8,2

11.1

12,1

12,9

13,7

Страницы: 1 2


Эмоции в искусстве
Художник выражает эмоции. Эта мысль знакома любому художнику и вообще всякому, кто хоть немного знаком с искусством. Обычно, говоря эту фразу, люди имеют в виду реальную или предполагаемую ситуацию определенного рода. Когда говорят, что человек выражает эмоцию, высказывание сводится к следующему. Сначала он сознает, что испытывает какую ...

Коммуникативный аспект саморазрушительного поведения при психических расстройствах
Современное общество характеризуется выраженным ростом аутоагрессивных тенденций, понимаемых в широком смысле как осознанное или неосознанное намеренное неблагополучие в различных жизненных сферах - соматической, психосоциальной и духовной. В рамках отечественной модели самодеструкции рассматривается широкий круг феноменов пожизненной в ...

Эмоциональный интеллект: модель и проблемы диагностики
Д. Гоулмен выделяет в ЭИ два измерения – «Я–Другие», «Опознание–Регуляция», сочетание которых дает четыре сферы ЭИ: 1) самосознание «Я–Опознание» (эмоциональное самосознание, точная самооценка, уверенность в себе); 2) самоконтроль «Я–Регуляция» (обуздание эмоций, открытость, адаптивность, воля к победе, инициативность, оптимизм); 3) соц ...